У этих юношей и девушек — особый вид увлечений. Время от времени они собираются, чтобы несколько дней прожить в мире фантазии, где запросто можно встретить троллей, а колдовство — вполне обыденное явление. Тут для всех единственное условие: ты должен быть начитанным.
В Петропавловске это племя «имеет быть» с учеников первого лицея Павла Постникова, Андрея Чернова и Петра Тимофеева. Все началось с обнаруженной Павлом статьи в Интернете. Вообще-то о поклонниках ролевых игр он знал и раньше, но там был адрес, по которому удалось связаться с екатеринбургскими Мастерами и договориться об участии в играх. Получили инструкции, по почте им прислали знак новичков — изображение саламандры, — и отправились под Челябинск в страну Миаи Тыелга.
Традиционно на последней станции «ролевики», легко узнающие друг друга в любой толпе, переоблачаются и к месту назначения прибывают уже не землянами XXI века, а жителями иных миров. На Андрее в тот раз красовалась красная туника (бывший плащ), с помощью заклепок ставшая одновременно и подобием доспеха, вооружение состояло из меча, выструганного из лыжи, и превращенной в щит здоровенной кастрюльной крышки. Павел, особо не утруждаясь, позаимствовал образ из фильмов: черная кожаная куртка «без признаков цивилизации» и свидетельствующая о решительности ее владельца пара дюралевых мечей. Встретили парней хорошо, прикрепили к опытной команде, играющей уже лет пятнадцать. И угодили они в самый разгар «Нежных войн», да еще в составе ударного «Черного отряда», ходившего «черепахой» штурмовать крепостную стену. Соперники укрепились на славу: выкопали ров, соорудили завалы… Трижды «черепаха» подступала к самой стене и трижды об нее разбивалась. Взять крепость так и не удалось, зато лицеисты «заболели» иномирьем. Возможно, навсегда: среди разрабатывающих сценарии игр Мастеров, например, есть немало мужчин и под сорок лет — увлекшихся «ролевками» с тех пор, как советский читатель получил доступ к жанру фэнтэзи. На следующий год к ребятам примкнул одноклассник Петя Тимофеев, потом потянулись парни из других школ, девчата…
Начав интересоваться подробностями сказочной жизни «ролевиков», держу пари, мы тут же впадем в заблуждение. Откроем альбом-летопись. Странный народ на фотографиях торгуется, пирует, заключает союзы и плетет интриги… А вот сцена штурма: засевшая за частоколом команда отчаянно отбивается от напора. Сверкает солнце на доспехах, вскинуты мечи, мелькают в воздухе стрелы… Или: среди буйного леса сошлись на поляне две рати… Мимо таких снимков внимание не пройдет, естественно, тут же начинаются расспросы: что да как?
«Мы дома, — говорит Петр, — анализировали последнюю битву: стенка на стенку — да, экстрим что надо, адреналина хватает».
«Такое ощущение, будто побывал в настоящем сражении, — вспоминает Андрей. — Когда мы шли в атаку, все время казалось, что наше войско двигается слишком медленно. Напряжение росло, я все ускорял и ускорял шаг, потом не выдержал и бросился с копьем вперед».
Павел о том же: «Действительно, трудно сдержаться, каждый невольно ускорял шаг. Так, наверное, наши предки набирали разгон для удара. Щитоносцы прикрывали копейщиков, стрелы густо стучали по дереву и умбонам. Кто-то со щитом падает перед тобой, тут же рывок — громовая сшибка — полная сумятица первых минут вначале… и постепенно бой распадается на группы».
Несмотря на накал битв, случаев травматизма среди «ролевиков» не бывает. Мастера за безопасностью следят со всем тщанием. Пострадать кое-кому случалось из-за «внешнего фактора». Дело в том, что под Челябинск повадилась наезжать некая группа «Викинг» из «реконструкторов». Что представляет собой это движение, наверняка знают все, хотя бы по известному фильму «Крестоносец». Если у «ролевиков» мечи в основном деревянные (текстолитовые давно запрещены, теперь и дюралевые не одобряются), луки с натяжением не больше пяти килограммов мечут безобидные стрелы, а копья с резиновыми наконечниками, так что прочность доспеха существенного значения не имеет — то у «реконструкторов» снаряжение почти настоящее.
И правила жестче, вполне допускается, например, удар железным мечом по шлему. По идее, дорожки этих направлений вообще не должны были пересечься, отношения между их представителями, мягко говоря, натянутые. «Железные рыцари» окрестили игры от фэнтэзи детским садом, противная же сторона однозначно считает их грубиянами. К сожалению, «гости» эту репутацию подтвердили. Поговаривают, будто «викинги» вступили в череду сокрушительных поражений, вот и являлись вымещать досаду на «ролевиках». Тут да, травмы случались, дошло до того, что в прошлом году народ Мордора (уже по одному названию видно: крепкий и к баталиям привычный, а в миру — солидный клуб) поставил перед Мастерами условие: или «Викинг», или мы съезжаем с полигона. Остались мордорцы.
Вот так, увлекшись разговорами о битвах и оружии, мы и впали в ожидаемое заблуждение. Все это, конечно, эффектно, зрелищно, притягательно, но глубинная суть ролевых игр совсем в ином. Движение зародилось в начале 50-х годов прошлого века, когда Толкиен подарил человечеству «Властелина колец». Тонкий знаток мифологии, гениальный автор сумел в трилогии создать поистине реальный мир, существование которого воспринимается примерно так же, как существование древней Эллады. Вот только, если ход человеческой истории сознание принимает как необратимую данность, со сказкой расстаться труднее. Да и надо ли?
Разве не прекрасно хоть на несколько дней оказаться в лесу, населенном эльфами, которые еще мирно (вот они, стародавние времена!) соседствуют с гномами. Мудрено ли, что во всех странах практически одновременно люди заиграли в ролевые игры «по Толкиену», причем не только юнцы, но и зрелые мужи — все, сохранившие в сердцах искорку детства, веры в чудо. Так что, если вдуматься, «викингов» изгнали не столько за жесткость, сколько за разрушение атмосферы сказки и благородства. Последнее, между прочим, вовсю привлекает в стан «ролевиков» девушек: замечено, что у опоясавшихся мечами ребят вдруг сами собой начинают проявляться рыцарские манеры (гены сказываются, не иначе).
По мере того как в жанре фэнтэзи накапливалось все больше произведений, расширялось и многообразие ролевых сценариев. Теперь на полигоне собираются не только хоббиты и орки, теснят их персонажи уж и вовсе не знакомые тем, кто не впал в фэнтэзийный фанатизм. На Толкиена они начали поглядывать свысока: мол, «Властелин колец», конечно, азбука, основа, но мы-то дальше продвинулись… Ну да это с возрастом пройдет. Ибо именно Джон Рональд Руэл Толкиен открыл для них мир меча и магии. Потому лицеисты с такой остротой смогли прочувствовать боевые схватки, что там, на челябинском полигоне, они действительно жили в сказке. В этом мире каждого привлекает нечто свое, наиболее созвучное его духовному складу. Паша, например, охотнее всего обошелся бы вообще без меча: «Я, — говорит, — больше всего люблю роль звездочета. Вот разработал бы кто сугубо мирный сценарий, без криков и ударов…» Жаль, но такую установку Мастера, видимо, дадут не скоро: меч по-прежнему нужен, если рядом роятся орки.