Исторические хроники
Правда об инквизиции.
Большая охота на ведьм началась в середине XVI века и продлилась примерно 200 лет. Своего апогея ведовская история достигла в Германских государствах, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени затронув Англию, Италию и Испанию, и почти не коснулась Восточной Европы, России и Америки, где единственным известным примером были Салемские события (1692-1693). Охота на ведьм многими воспринимается как символ мрачного Средневековья, но разгар приходится вовсе не на безмолвные века, а на начало нового времени, на XVII и даже XVIII века. Сотни тысяч ведьм пошли на костер в век научной революции.
Существует несколько версий относительно возникновения массовых ведовских процессов, ни одну из которых нельзя считать исчерпывающей. По одной версии, охота на ведьм стала лишь продолжением практики искоренения ересей. Сторонники этой точки зрения утверждают, что инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, и относят начало охоты на них к XII веку. В соответствие с другой точкой зрения, ведьмы преследовались как некий фантомный внутренний враг наравне с другими изгоями, прежде всего евреями и прокаженными. Существует и психоаналитическая интерпретация ведовских процессов, согласно которой они представляли собой массовую войну мужчин против женщин. Но утверждать это мешают два исторических факта: среди осужденных в колдовстве было около трети мужчин (а в Нормандии и Скандинавии их было подавляющее большинство), а обвинителями очень часто выступали именно женщины. Согласно одному из самых убедительных объяснений, распространению ведовской истерии способствовало появление демонологических ученых трактатов инструкций по поиску и искоренению ведьм. Они базировались на авторитете Ветхого Завета: «Ворожеи не оставляй в живых», - гласит книга Исхода. Тон этих сочинений выдает глубокое внутреннее напряжение, которое находило выражение в конструировании кошмарной вселенной, где свирепствуют и придаются разгулу дьявольские силы.
Образ ведьмы в трудах теологов формировался на основе древнего наследия. В образе злокозненной распутницы угадываются черты ветхозаветной Лилит, античной богини Дианы, Цирцеи, превратившей в свиней спутников Одиссея, и женских персонажей поэм Вергилия и Горация. Добавлением к этому образу стало новое истолкование необычных способностей ведьм. Их стали ассоциировать с дьяволом. Считалось, что ведьма приобретала свои умения в обмен на бессмертную душу. В глазах же европейских крестьян образ ведьмы был несколько иным, это не обязательно была женщина, главным были внешность и поведение человека. Люди с физическими недостатками, одинокие и нелюдимые, злые и сварливые, пренебрегающие нравственными нормами или внезапно разбогатевшие, - вот кто рисковал приобрести репутацию ведьмы или колдуна. С ними уживались и даже старались обходиться как можно более вежливо, чтобы не навлечь на себя их гнев.
Вопреки распространенному стереотипу, образ ведьмы как тайного врага, опасного для общества, более характерен не для католических, а для протестантских общин с их борьбой за идеологическую чистоту и категорическим отвержением всего, хоть отдаленно напоминающего магию. Католическая церковь более спокойно относилась к деревенским знахарям, она мирилась с существованием дьявола и его слуг, адаптируя таким образом дохристианские представления. Инквизиция приговаривала ведьм к сожжению не за магию, а за ересь - договор с дьяволом и службу ему, протестанты же были гораздо более радикальны. Восточные теологи были меньше поглощены идеей греховности плоти, и женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше.
В России не было теологической теории колдовства, и оно не было окрашено в сексуальные тона. В ходе колдовских процессов о дьяволе речь заходила очень редко. К тому же православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к затяжной эпохе религиозных войн.
В мире, где человек скорее душа, чем тело, пакт с дьяволом приводит к появлению людей враждебной сущности в человеческом облике. Полеты на шабаш, оборотничество и прочие необычные способности ведьм подчеркивают эту их нечеловеческую природу. Все тайные страхи и подавленные желания, несовместимые идеи, ведущие к раздвоению образа близкого человека, отразились в этой кошмарной фантазии. Признания под пытками, ответы на изощренные вопросы инквизиторов только подтверждали это видение. Казнь ведьмы не была для людей человеческой смертью, она была освобождением мира от еще одного врага.
В действительности, против охоты на ведьм довольно рано начали выступать и дворяне, и сами же богословы, только их голоса долго не были слышны. К окончанию охоты вело и изменение социального портрета ведьмы. Если первыми козлами отпущения становились слабые и увечные, старые нищенки и бедные служанки, то с ростом ведовской паники доносчики уже не считались ни с социальным положением, ни с полом и возрастом обвиняемых. Смертные приговоры стали выноситься школьным учителям, дамам с безупречной репутацией, пасторам, младенцам благородных кровей и даже членам семей судей. В конце концов, в образованных кругах стало немодным и даже неприличным верить во всю эту чепуху о ведьмах.
Как правило, подобный террор начинается в периоды идеологических сломов и экономических потрясений. По выражению английского историка Робина Бриггса, ведьма - это всегда кто-то другой, но вера в колдовство в нас самих.
Подготовлено Квеллерин
Тайны алхимии.
Что такое алхимия? Учение о том, как достичь абсолютного бессмертия, изобретя таинственный эликсир вечной молодости? Возможность разбогатеть, научившись обращать свинец в золото? Или все-таки алхимия – нечто большее? «Алхимия – процесс постепенного трансформирования соответствующий астрологическим конфигурациям. Система получения золота из свинца имеет сходство с очищением человеческого духа. Очищение ведет к созданию скрытых сверхъестественных возможностей». Таково одно из многих определений данных алхимии – одной из самых загадочных оккультных наук. История алхимии насчитывает более двух тысяч лет, за все это время она пережила свой рассвет, закат и забвение. Однако алхимия не умерла, нет, она оставила после себя богатое наследие алхимических рукописей. Самой первой рукописью алхимии считается так называемая «Изумрудная скрижаль». По легенде вся основа алхимии помещалась на грани огромного изумруда. Текст, начертанный на камне, был полон символов, как и вся алхимия. Этот перевод был сделан одним из первых алхимиков Гермесом, но его не стоит принимать за истину в последней инстанции, т.к. каждый, читавший «Изумрудную скрижаль» понимал ее по-своему. Основа алхимии - алхимические символы, несущие в себе огромный духовный потенциал. Алхимические символы - это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности в которой нашли свое конкретное воплощение - прошлое, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества - она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) - значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним. Но вся "соль" в том, что к истине надо прийти, ее не дано непосредственно "увидеть" в символе, т.к. в нем лишь указан Путь к ней. Этот Путь лежит через сильное духовное напряжение и внутреннее мистическое перевоплощение. Т.о. символ - это загадка (лабиринт), хотя в ней уже дан и ответ, но весь парадокс в том, что ответ не делает ее разгаданной. Истина для алхимика становится истиной лишь тогда, когда отыскивается им самим и выражается им же через символ, как нечто уникальное и неповторимое. Через символ алхимик проводит самообучение истинному пониманию Мира и своего места в нем... Таким образом, очевидно, что абсолютно каждый алхимик должен был пройти свой путь к истине. Очень хорошим примером такого духовного становления алхимика является сюжет книги Паоло Коэльо «Алхимик». Особенно показательны те моменты, в которых описывается встреча главного героя Сантьяго с неким Англичанином. Оба героя едут по пустыне в составе каравана, и каждый на досуге погружен в изучение алхимии. Но оба идут своим путем. Англичанин изучает различные алхимические трактаты, истории жизни известных алхимиков прошлого. Сантьяго же изучает саму пустыню, ее жизнь, жизнь каравана. Однажды они начинают спорить, чей способ изучения правильнее и меняются местами. Но Сантьяго не видит в книгах Англичанина ничего такого, о чем бы ему не рассказала пустыня, а Англичанину кажется глупым простое созерцание. И каждый возвращается на свой путь. Алхимия сама по себе является не только поиском некой истины, но и поиском своего пути и в конечном итоге, поиском самого себя. Вся алхимия основана на своеобразной символике. У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них: 1. Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных. 2. Символ - средство познания и Путь Истины. Бытие символа распространяется в трех планах: символ – знак, символ – образ, символ явление Вечности. Существует четыре основных вида символов: 1. Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет.
2. Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины.
3. Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм. 4. Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов. Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения. Основных сложностей в понимании алхимической символики три. Первая - это то, что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений. Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории. И третье, наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания). Пять правил анализа алхимического символа: Правило №1. Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких. Правило №2. Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых. Правило №3. Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение. Правило №4. Выделить главную идею сюжета. Правило №5. Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования. Остановимся более подробно теперь на алхимических знаках. Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Например, алхимики используют специальные знаки для обозначения времени. Эти знаки взяты из астрологии. С их помощью можно обозначить практически любой временной промежуток: час, день, время суток (день, ночь), неделя, месяц (состоит из 40 дней), год. К сожалению, в современном нам мире алхимия как наука практически утрачена… Но до сих пор мы встречаем ее в окружающем нас мире, например, в книгах, которые мы читаем. Так, в уже упоминавшемся «Алхимике» П. Коэльо, небезынтересно прочитать о молодом пастухе Сантьяго, который, следуя своей Судьбе, проходит долгий путь и обретает себя и свое счастье. Путь Сантьяго – это путь поиска истины, который проходит каждый алхимик. Интересную интерпретацию философскому камню дает Дж.К.Роулинг в своей книге «Гари Поттер и Философский камень». По сути в средневековой алхимии было 2 непосредственных итога поисков: эликсир Бессмертия или Вечной юности и Философский камень, одна крупица которого позволяет превращать свинец в золото. Роулинг же в своей книге объединила оба этих элемента в одном. Ее философский камень обладает сразу всеми свойствами: дает бессмертие (для чего он и необходим Темному Лорду) и превращает свинец в золото (впрочем, это свойство упоминается лишь вскользь). Пусть в современном мире почти не осталось алхимии, каждый из нас может стать алхимиком: поиск себя, своей Судьбы и истины не должен прекращаться ни на миг!
Подготовлено Anar
|